МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати СУД & ДЕЛО
ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ И ЮЩЕНКО

Отгремел юбилеями июль… То, что происходило с празднованием 300-летия Полтавской битвы, не удивляет. Всё было ожидаемо – и желание украинских властей навесить ярлыки его участникам, и порыдать над утерянными шансами, и в очередной раз прогнуться перед Европой. Особенно перед новым председателем в ЕС – Швецией. Бедняги в Стокгольме уж не знают, куда деваться от предложений из Киева, восхваляющих «украино-шведский союз XVIII века». Король Карл XVI Густав не позволяет себе единолично переписывать историю, поэтому он отбивается и от памятников Мазепе в Швеции, и от памятников Карлу XII в Полтаве. А постмайданным демократам в Украине плевать: они хотят поставить в Полтаве памятник военачальнику, который более двух месяцев уничтожал этот город «прежестокими атаками».

Но вот поспел другой юбилей – Люблинской унии…

Глазам своим не верю

Читаю заявления гаранта украинской конституции и глазам своим не верю:

«Она принадлежит к историческим ориентирам, которые впоследствии подсказывали европейским народам пути к согласию и единению, как перед лицом агрессивных внешних угроз, так и ради собственного прогресса, мира и благосостояния».

«Для нас она важна и тем, что сохранила европейскую идентичность каждого из наших народов».

«Михаил Грушевский, наш первый президент и выдающийся историк, родившийся в Холме, назвал это время первым национальным возрождением Украины».

Это всё – оценка Виктором Ющенко Люблинской унии на праздновании её 440-летия в Польше.

Немного истории. Люблинская уния была утверждена 1 июля 1569 года депутатами от Польши и Литвы на сейме, созванном в городе Люблин. Она провозглашала объединение Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство Rzeczpospolita Obojga Narodów – Речь Посполитая обоих народов.

Но не ищите среди них народа украинского. Или даже «руського». Короче – православного населения территории современной Центральной Украины.

В 1239–1241 годах железные копыта монгольской конницы растоптали то, что осталось от Киевской Руси. Территория современной Украины попала под власть монголов. Даже лежавшее на западе Галицкое королевство было, с монгольской точки зрения, не более чем мелким окраинным улусом грандиозной империи Чангизидов, протянувшейся от Китая до Адриатики.

Монгольская империя распалась, Галицкое королевство деградировало. В 1349 году оно, точнее «Малая Русь», попало под власть польских королей. Да-да, именно «Малая Русь». Ибо именно её герцогом, «duces Minora Rusia», именовал себя последний независимый правитель этой земли Юрий-Болеслав II Тройденович.

В 1362 году в битве на реке Синюхе (Синих Водах) литовский князь Ольгерд разнёс татарское войско и присоединил к своему княжеству Подолье, Киевщину и Волынь.

Более 200 лет у Литвы и Польши были единые враги – немецкие крестоносцы и Крымское татарское ханство. Сама история заставляла эти государства двигаться навстречу друг другу. Всё было в этой совместной истории. И сокрушительные поражения (в 1399 году при Ворскле, от татар), и блестящие победы (в 1410 году, при Грюнвальде, над немцами). И постоянная борьба за верховенство, которую литовцы (в составе их правящего слоя большинство составляли выходцы с Украины) проиграли. Польский король Сигизмунд II Август (он же – 23-й Великий князь Литовский) принудил литовскую знать подписать Люблинскую унию. По её условиям Литва передала Польше Волынь, Подолье, Киевщину, в общем – практически всю территорию современной Центральной Украины. Хотя – почему «принудил»? Литовская знать была приравнена в правах к польским магнатам…

Спустя три года после унии, умирая в городе Кнышин, Сигизмунд Август в завещании убеждал подданных хранить мир и согласие и призывал проклятие на тех, кто начнет ссору и посеет общественную распрю. Очевидно, предвидел неприятности – и как в воду смотрел!

Прогнуть под ярмо

До конца XVI века Польша не знала религиозных преследований. Туда даже бежали после Варфоломеевской ночи гугеноты-протестанты из Франции. А лютеране составляли большинство населения в Прибалтике, которую тоже контролировала Польша. Не было особых проблем и у православного населения Малороссии.

В начале 50-х годов Дмитрий Вишневецкий, потомок литовских князей и волынский магнат, построил на острове Малая Хортица на Днепре деревянно-земляной замок, форпост против турецких и татарских набегов на земли Юго-Западной Руси. Так сформировалось православное запорожское казачество.

В 1572 и 1583 годах польские короли Сигизмунд II Август и Стефан Баторий сформировали украинское реестровое казачество. Тоже православное. Стефан даже отдал казакам во владение городок Трахтемиров в Киевском воеводстве.

Все изменилось в конце века после того, как на польский престол в 1587 году взошел Сигизмунд III, сын шведского короля и племянник (по матери) Сигизмунда Августа. Он ненавидел православие, был врагом лютеран. Мрачный фанатик-католик, с юности попавший под влияние Ордена иезуитов, Сигизмунд решил «привести свою страну под высокую руку католической церкви». Вот тут-то всё и началось!

***

«При употреблении славянского языка не может образоваться ни один ученый; к тому же теперь его уже никто не знает... У них и школ других нет, как только для обучению чтению», - писал о языке населения Поднепровья католический теолог и проповедник Петр Скарга. Отказ в языке в то время означал отказ в праве собственного вероисповедания.

Речь Посполита гнула свою линию. Уже в 1583 году польский король Стефан Баторий распорядился отобрать землю у всех полоцких православных церквей и монастырей и передать её иезуитам, которые развернули здесь после Люблинской унии активную деятельность. Католические коллегиумы были открыты во Львове, Каменец-Подольске, Луцке, Виннице, Остроге, Фастове, Новгород-Сиверске. Но это так, мелочь. Rzeczpospolita Obojga Narodów хотела все! А после Люблинской унии она на Украине и могла всё.

И Польша сделала то, что впоследствии будут не раз и с одинаковым успехом делать иностранцы с украинской элитой: она её купила! Объединение католической и православной церквей на территории Речи Посполитой произошло в 1596 году на церковном соборе в Бресте. В скором времени большинство украинского епископата поддержало унию. Ещё когда уния только готовилась, в июле 1595 года польский король издал жалованную грамоту киевскому митрополиту Михаилу Рагозе, православным епископам и всему духовенству, принявшему унию, о предоставлении им и их преемникам всех льгот, которые дарованы католическому духовенству в Речи Посполитой.

С военной элитой было ещё проще. Землями наделялись представители польских магнатских родов (Жолкиевские, Потоцкие, Калиновские, Струсы), а украинские магнаты (Вишневецкие, Острожские, Збаражские, Заславские) имели возможность сделать карьеру при дворе только при условии принятия католичества. Неудивительно, что в таких условиях внук первого гетмана реестрового казачества и двоюродный племянник русского православного митрополита Петра Могилы в 1631 году принял католичество. Его звали Иеремия Вишневецкий. Через 20 лет он едва не потопил в крови «козацьку ребелию», как её называли поляки. Мы её называем национально-освободительной войной Богдана Хмельницкого.

После Люблинской и Брестской уний в 1632 году киевский православный митрополит Исайя Копинский писал московскому патриарху Филарету: «Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от восточного Православия на запад уклонишася; едва кто уже от худых и неславных при благочестии и Православной вере обретается».

Право народа всегда оплачивается кровью

Именно они, «худые и неславные» Копинского - крестьяне, казаки, ремесленники, стойкие представители православного духовенства, - вынесли на своих плечах основную тяжесть борьбы с униями в последующее столетие и отстояли право народа на историческое существование.

Здесь не место рассказывать об угнетении малороссийского населения после Люблинской и Брестской уний. Но именно с того времени Украину потряс целый ряд восстаний, которые на века сделали невозможной союзническую историю Украины и Польши. Причём интересно проследить мотивы казацких восстаний. Первые из них (Косинского 1591-1593 гг., Наливайка 1594-1596 гг.) своей причиной имели личные обиды и амбиции вождей. У Кшиштофа Коссинского, например, князь Януш Острожский отобрал село Рокитное на Роси.

Но со временем восстания всё больше принимали характер битв за освобождение «рода Русского», за веру «народа православного». В 1638 году Яков Острянин, начиная своё восстание, предельно ясно объявил, ради чего он поднялся на борьбу: «Для видвигненья (вызволения. – Авт.) вас, народа нашего православного, от ярма порабощения и мучительства тиранского ляховского и для очищения починенных обид, разорений и мучительных ругательств... всему поспольству рода Русского, по обоим сторонам Днепра мешкаючого» (из универсала Острянина).

Восстания Павлюка, Острянина и Гуни были потоплены в крови. А потом пришёл Хмельницкий…

Люблинская уния, отдавшая Малороссию под власть поляков, открыла страшную эпоху в истории этого края, когда народ, силясь сбросить «ярмо порабощения и мучительства тиранского ляховского», истекал кровью. Для Ющенко же, как он выразился по случаю 440-летия унии в польском Люблине, это – «исторический ориентир» на пути к «согласию и единению».

Выразился – и примерил мантию почётного доктора Люблинского католического университета…

 

 

 

 

 

Андрей ГАНЖА, ОДНА РОДИНА





Комитет




Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006