МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати ПОЛИТИКА
УКРАИНА КУПИЛА БИЛЕТ ПАССАЖИРОВ ТРЕТЬЕГО КЛАССА НА ТИТАНИК

Бездумная спешка по сдаче суверенитета

 

Насколько можно судить, правящими властями в Украине принято окончательное решение на уничтожение остатков несырьевой наукоёмкой промышленности и обрабатывающих производств – в сентябре был согласован проект Соглашения об ассоциации Украины и Европейского Союза, а также достигнуто согласие по вопросу создания зоны свободной торговли.

Совершенно очевидно, что политическое руководство Украины изо всех сил форсирует процесс интеграции с ЕС – Киев бежит с распростёртыми объятиями и отрытым забралом прямиком в пропасть. Как показывает опыт других стран Восточной Европы, между моментом согласования текста Соглашения об ассоциации и его подписанием проходит, как минимум, 1,5-2 года. Украине же «Брюссельский Обком» отвёл на интеграцию с ЕС всего лишь два месяца!

Напомним, что текст Соглашения об ассоциации был согласован лишь в сентябре этого года, а уже 25 ноября на саммите Восточного партнерства планируется его подписание. Возникает такое ощущение, что финансово-экономические элиты Старого Света, которые стремятся не допустить реинтеграции на постсоветском пространстве, разорвать отношения между Украиной и Россией и провести волну колонизацию Украины, словно силком тянут Киев в свои объятия.

Налицо совершенно необъяснимая с точки зрения здравого смысла спешка. Весьма показательны заявления Николая Азарова, произнесённые им на встрече с руководством ЕС: «Сегодня мы на финишной прямой. Уже в следующем месяце на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства» Украина и Евросоюз должны подписать Соглашение об ассоциации».

Во-первых, на 2015 г. в Украине запланированы выборы президента и правящая власть во главе с Виктором Януковичем ни при каких условиях не хочет терять контроль над страной. Они заинтересованы в сохранении существующей паразитической модели воспроизводства власти и капитала. Принимая во внимание бедственное положение украинской экономики, обвал в промышленности, падение уровня жизни рядовых граждан, хронические дефициты бюджетов, стремительный рост госдолга и размывание валютных резервов, похвастаться реальными экономическими результатами они просто не в силах. По степени своей адекватности и дееспособности кабинет министров Азарова оказался не намного лучше кабинета Тимошенко.

Судя по всему, в Киеве прекрасно понимаю всю повальность и неадекватность проводимой социально-экономической политики, которая остаётся откровенно враждебной по отношению к социальному большинству украинцев и несырьевому производительному капиталу. Это политика, нацеленная на сохранение статус-кво – она преследует цели правящей крупного компрадорско-сырьевого и космополитичного олигархического капитала.

В ситуации скатывания Украины в социально—экономическую пропасть Виктору Януковичу становится жизненно важной поддержка со стороны Запад – Вашингтона и Брюсселя. Без одобрения своей кандидатуры (или, по крайней мере, молчаливого согласия) со стороны Вашингтонского обкома Янукович и его команда не имеет практически никаких шансов на предстоящих выборах.

Во-вторых, насколько можно судить, правящие власти Украины и спонсирующие их нахождение во главе государства представители сырьевого капитала не на шутку обеспокоились сохранностью своего капитала. Конфискация банковских вкладов российских коррумпированных чиновников, криминальных структур и олигархов на Кипре, в ходе которой были списаны €18 млрд., угрозы Конгресса США заморозить счета трёх крупнейших российских госбанков (ВТБ, ВЭБ и Газпромбанка), а также замена Вашингтоном архаичной поправки Джексона-Венника на более действенный «Акт Магнитского», который теперь дамокловым мечом весит над всеми российскими чиновниками и бизнесменами-прихватизаторами, заставил украинский правящий класс задуматься.

Видимо, в Киеве принято стратегические решение на движение в сторону европейских элит – именно на Западе находится источник легитимности капитала и власти правящей олигархии Украины. Именно в фешенебельных странах живут жёны украинских чиновников и сырьевых олигархов, именно там учатся их дети, туда ездят на шопинг их любовницы, там на банковских вкладах хранятся их капиталы, там они покупают дворцы, замки, яхты и футбольные клубы.

В этом плане, Украине, как две капли воды, похожа на Россию – и в Киеве, и в Москве во главе государства стоит правящая «оффшорная аристократия», которая рассматривают страну в качестве трофейного пространства и источника личного обогащения, куда она приезжают вахтовым методом. И в России, и в Украине политика проводится в интересах крупного сырьевого олигархического капитала, чьи интересы коренным образом противоречат национальным интересам страны, подрывают государственный суверенитет и несовместимы с существованием несырьевой обрабатывающей промышленности и национального ориентированного производительного капитала.

В глаза бросается и радикальная смена риторики украинских властей – ещё 4 года назад Янукович шёл на президентские выборы и победил на них главным образом благодаря пророссийски настроенным заявлениям.

Однако сегодня мы видим радикальный пересмотр позиции руководства Украины – их точка зрения меняется на диаметрально противоположную. Более того, если верить официальным заявлениям самих украинских чиновников, то окажется, что Украина шла в сторону Европейского Союза много лет, а сам Янукович, на словах выступавший за интеграцию с Россией на постсоветском пространстве, на деле за спиной Кремля вёл двойную игру.

Имеет смысл привести слова Николая Азарова, который заявил, что путь к этому «знаменательному событию» Украина прошла вместе с европейскими партнерами: «Это наши общие достижения. В целом более пяти лет Украина целенаправленно двигалась в направлении заключения Соглашения... И мы вплотную приблизились к достижению поставленной цели».

Другими словами, резкий поворот Украины в сторону Брюсселя и Вашингтона, ставший неожиданностью для российских чиновников, для Киева таковым не является – это закономерный результат проводившейся Януковичем политики игры на два фронта. Украина постоянно пытается усидеть на двух стульях, старается присосаться то к России, то к ЕС, и, пытаясь выбить внешнеторговые поблажки и финансовую помощь, поочерёдно занимается шантажом то одной, то другой стороны.

Понять Киев можно – правящий на Украине класс, тесно сросшийся с сырьевыми оффшоризированными олигархическими кланами, занимающимися распродажей природных богатств страны, проеданием иностранных кредитов, а также хищнической эксплуатацией рабочей силы, устаревших производственных мощностей и находящейся в аварийном состоянии инфраструктуры, разрывается между объективной экономической целесообразностью интеграции в Таможенный Союз и расширением экономического сотрудничества с Россией и местечковыми узкоклановыми корыстными интересами сырьевого капитала.

Здравый смысл и национальные интересы диктуют Украине логику движения на Восток и возрождения разрушенных в 1990-е годы «рыночными реформаторами» вертикально интегрированных производственно-технологических цепочек создания добавленной стоимости. Тогда как страх утраты неправедно нажитых капиталов, ареста имущества и осознание нелегитимности источника власти и богатства толкают украинские власти в удушающие объятия Запада.

Другое дело, что российские чиновники, точно также, как и их украинские коллеги, служащие не интересам государства и своего народа, а своим банковским счетам в оффшорных юрисдикциях, умудрились не создать ни каких реальных стимулов для Украины для вступления в Таможенный союз. Кремль в очередной раз оказался не готов к действиям «Незалежной» и потерпел очередное внешнеполитическое поражение – не помогли ни газовая «дубинка» Газпрома, ни обещания снизить цены на углеводороды, ни готовность предоставить кредиты для покрытия хронических бюджетных дефицитов Украины и т.д.

Если говорить серьёзно, то правящий класс Украины целенаправленно идёт сам и ведёт за собой на убой всю страну и остатки промышленности. Это что-то из области психиатрии и антропологии – буквально на пальцах лучшие украинские и российские экономисты не первый год демонстрируют жизненную необходимость для Украины реинтеграции с Россией, Белоруссией, Казахстаном и другими странами на пространстве СНГ.

УКРАИНЕ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМ СОЮЗ С РОССИЕЙ

При этом даже наиболее яростно настроенные и политически ангажированные сторонники интеграции Украины с ЕС не отрицают, что страна с финансово-экономической и научно-технической точки зрения находится в критической зависимости от России. Так, по итогам января-июля 2013г. на долю Российской Федерации пришлось порядка 24,8% суммарного экспорта Украины в стоимостном выражении (8,9 млрд. долл. из 35,9 млрд. долл.) и 27,3% импорта (11,4 из 41,7 млрд. долл.).

С учётом Казахстана и Белоруссии, которые также входят в Таможенный Союз и ЕЭП, зависимость Украины от России и других стран СНГ становится подавляющей – на долю Казахстана и Белоруссии соответственно приходится 3,67% (1,32 млрд. долл.) и 3,25% (1,17 млрд. долл.) стоимостного экспорта товаров из Украины, а также порядка 1% (0,42 млрд. долл.) и 5% (2,1 млрд. долл.) импортных поставок товаров в Украину.

По показателям экспорта украинских товаров Россия опережает страны Америки (13,9 млрд. долл.) и Африки (2,4 млрд.) и лишь немного уступает странам Азии (9,1 млрд. долл.) Европы (9,8 млрд. долл.). С точки зрения ёмкости внутреннего рынка и экспортных поставок украинских товаров на эти рынки даже крупнейшие европейские внешнеторговые партнёры в разы уступают России – Россия в январе-июле 2013г. импортировала украинских товаров на 8,9 млрд. долл., тогда как Италия и Польша лишь на 1,44 и 1,41 млрд. долл. соответственно.

Аналогичная ситуация складывается с точки зрения импортных поставок иностранных товаров в Украину – Россия уступает лишь суммарно всем странам Европы (15,6 млрд. долл.), существенно опережая страны Азии (8,8 млрд.), Африки (450 млн. долл.) и Америки (2,57 млрд. долл.).

Не менее тесные внешнеэкономические связи России и Украины наблюдаются с точки зрения инвестиционных потоков – согласно официальным данным Госстата Украины, Россия входит в четвёрку крупнейших инвесторов в экономику Украины. При совокупных накопленных прямых иностранных инвестициях в экономику Украины в размере $55,3 млрд. порядка $3,82 млрд. приходится на долю России 6,9%. Да с формальной точки зрения это немного – на долю оффшорной юрисдикции Кипра приходится $17,9 млрд. (32,4%), на долю Германии - $6,16 млрд. (11,1%), на долю Голландии - 5,37 (9,7%).

Однако, если учесть, что российский крупный сырьевой капитал крайне сильно оффшоризован, зарегистрирован в «налоговых гаванях» и предпочитает осуществлять инвестиции после смены регистрации, то станет понятно, что реальный удельный вес российского капитала в прямых инвестициях в экономику Украины с учётом Кипра и прочих оффшорных юрисдикций достигает 28-33%.

УКРАИНА – СЫРЬЕВОЙ ПРИДАТОК И РЫНОК СБЫТА ДЛЯ ЕС

Совершенно очевидно, что финансово-политические элиты ЕС и промышленный капитал Старого Света рассматривают Украину не как самостоятельное, суверенное и независимое государство, обладающее мощной динамично развивающейся несырьевой промышленностью, способной производить и поставлять на европейский рынок готовую продукцию высоких переделов.

Таких желающих в Европе и без Украины более чем достаточно – Брюссель отнюдь не заинтересован в обострении конкуренции на внутреннем рынке и притоке товаров и услуг новых членов. Тем более в ситуации, когда экономика Старого Света находится в кризисном состоянии, безработицы растёт на протяжении последних 3 лет, реальный уровень жизни населения неуклонно снижается, платёжеспособный спрос падает, а кредитование домашних хозяйств усыхает.

Другими словами, Европа сама находится в состоянии затяжной рецессии – внутренний рынок сжимается, наблюдается перепроизводство товаров и услуг, уровень рентабельности в промышленности приближается к нулевой отметке. В такой ситуации Брюсселю Украина как поставщик товаров конечного потребления и услуг не нужна вовсе – некуда девать ту продукцию и те услуги, которые производят внутри ЕС.

Стоит сказать, что день ото дня становится не легче: ВВП стран Еврозоны падает на 0,5%, промышленное производство сокращается на 2,5-3%, новые заказы в промышленности сжимаются на 3-3,5%, розничный товарооборот усыхает на 3,5-4% инвестиции падают на 3-4%, бюджетные дефициты на протяжении многих лет достигают 4-6% ВВП, размер государственного долга приблизился к 100% ВВП, а уровень безработицы в среднем по валютному союзу превысил рекордную отметку в 12%.

При этом среди молодёжи этот показатель достигает 25-35%. А в странах европейской периферии (группа PIIGS: Португалия, Испания, Италия, Ирландия, Греция) норма безработицы среди молодёжи достигает 50-60%. В такой ситуации открывать свой внутренний рынок украинским производителям в ЕС никто точно не собирается – это стало бы фатальной ошибкой и лишь усугубило масштабы и глубину кризисного спада. А вот провести финансово-экономическую колонизацию Украины – это всегда пожалуйста.

Украина нужна Европейскому Союзу, прежде всего, как поставщик дешёвой и весьма квалифицированной рабочей силы, сырьевой придаток (прежде всего в области чёрных и цветных металлов, а также угля и зерновых культур) и, безусловно, рынок сбыта для продукции европейских промышленных гигантов. Об этом наглядней всего говорит структура внешней торговли Украины с ЕС: подавляющая часть импорта приходится на товары конечного потребления (продовольствие, медикаменты, автомобили, электроника, бытовая техника и т.д.), тогда как в экспорте превалируют сырьё и товары низких переделов.

Весьма показательны кабальные требования ЕС к Украине, которые окончательно добьют остатки несырьевой промышленности, расчистят рынок для экспансии европейских товаров и обеспечат лишь ещё более глубокую и масштабную деиндустриализацию, дезинтеграцию, денационализацию и оффшоризацию украинской экономики.

Согласно подписанному соглашению, через два года машиностроение Украины должно будет в полном объёме перейти стандарты и регламенты ЕС. Даже украинские эксперты и экономисты отдают себе отчёт в том, что даже чисто теоретически это сделать невозможно – машиностроительный комплекс не успеют подготовиться к столь масштабным изменениям, в результате чего его продукции доступ на европейский рынок окажется закрыт автоматически.

Более того, через 10 лет вся экономика Украины должна будет работать по технически, экологическим и фитосанитарным нормам и регламентам ЕС. Тот путь, который индустриально развитые страны Европы (Германия, Франция, Австрия, Голландия и т.д.) прошли за 50-60 лет, Украина, отброшенная в результате разрушительных псевдо рыночных реформ 90-х годов 20-го века в 1950-1970-е годы, должна умудриться пройти за 5-10 лет.

Это откровенная утопия. Тем более принимая во внимание уровень профессионализма правящих властей – насколько можно судить, они не способны не то что достичь поставленных перед ними Брюсселем целей, но даже элементарно осознать их. Всё это обернётся крайне плачевными последствиями для Украины и её граждан, которые поверили обещаниям Януковича и проголосовали за него, поддержав идею сближения с Россией.

Дело дошло до того, что даже высокопоставленные чиновники в Украине это понимают – уже слышны разговоры на тему того, что строгость европейских норм и регламентов якобы компенсируется необязательностью из исполнения. Однако это большая ошибка и глупость – Соглашение об ассоциации предусматривает штрафные санкции и ограничения за нарушение взятых обязательств. Тем не менее, руководство Украины предпочитает закрывать глаза на те кабальные обязательства, которые ей навязали в Брюсселе, и надеется на авось.

Стоит сказать, что по самым скромным оценкам украинских экспертов, для того, чтобы в полной мере соответствовать техническим регламентам и нормативам ЕС Украине до 2020г. потребуется вложить свыше $100 млрд. в модернизацию инфраструктуры и развитие производительных сил. Однако это совершенно неподъёмная для Украины сумма – таких денег у Киева просто нет.

В 2012г. суммарный ВВП Украины по текущему обменному курсу составил порядка $170 млрд. Найти 60% от этой суммы на капитальные вложения просто невозможно. С такой задачей, скорее всего, не смогли бы справиться даже такие индустриальные державы мира, как США, Германия и Японий, не говоря уже о слаборазвитой и деиндустриализированной Украине, экономика которой одной ногой стоит в кризисе, а другой – на грани дефолта и коллапса. Российские учёные даёт ещё более пессимистичные оценки – Украине требуется привлечь порядка $130 млрд., чтобы исполнить взятые на себя обязательства.

УКРАИНА НА ГРАНИ ДЕФОЛТА

Хуже всего того, что ситуация внутри самой Украины близка к катастрофической – страна стоит на краю социально-экономической пропасти, развала бюджетной системы и дефолта. Если верить официальным данным Государственной службы статистики Украины, то экономика страны находится в откровенно удручающем состоянии – ВВП братской республики снижается на 1,3%, промышленное производство падает на 5,4% (в среднем на 4-6% в последние 3 года), размер золотовалютных резервов обвалился с $34,1 млрд. в начале 2012г. до $21,6 млрд. сегодня, а уровень безработицы подскочил с 8 до 8,6% только за последние 1,5 года.

Тогда как ещё в 2008г. этот показатель не превышал 6,5%. Грузооборот на коммерческом транспорте по итогам первых девяти месяцев 2013г. обвалился ни много ни мало на 7,1% (годом ранее спад достигал 7%), пассажирооборот сократился на 3,3% (снижение на 0,8% годом ранее), производство строительной продукции упало на 15,1% (снижение на 0,8% годом ранее), а объём капитальных вложений в основные фонды, без которых немыслимо расширенное воспроизводство производительного капитала, техническое перевооружение производств и модернизация экономики, обвалился аж на 14,6%.

Наряду с этим продолжается вымирание населения – депопуляция, пускай и с затухающей динамикой, идёт полным ходом два последних десятилетия - численность населения Украины снизилась с 47,8 млн. в 2004г. до 45,6 млн. человек в 2013г. Что крайне негативно сказывает как на численности рабочей силы, (наиболее активно вымирают мужчины в трудоспособном возрасте), так и на совокупном платёжеспособном спросе.

Наряду с этим совокупный внешний долг государства подскочил с $11,8 млрд. в январе 2008г. до $27,1 млрд. в июле 2013г., а внешняя задолженность Национального Банка Украины как органа денежных властей за аналогичный период времени вырос с $462 млн. до $3,2 млрд. Притом что совокупный внешний долг всех хозяйствующих субъектов Украины за период с января 2007г. по июль 2013г. вырос без малого в 2,5 раза - с 54,5 до 134,3 млрд. долл.

Отметим, что внешняя задолженность промышленных предприятий за рассматриваемые 6,5 лет выросла с $26,6 до $73,8 млрд., а банковского сектора – с $14 до $21,2 млрд. Ситуация с финансовой устойчивостью и платёжеспособностью Украины ухудшается буквально на глазах – Киев, как никогда ранее, близок к финансовой пропасти и вынужденному объявлению дефолта.

В настоящий момент размер внешнего долга государства на 25% превышает размер золотовалютных резервов, а совокупный внешний долг Украины практически в 6 раз превышает размер валютных резервов. Неудивительно, что, согласно данным международной инвестиционной позиции, Украина является чистым должником мировой экономики – при совокупных внешних активах в $140,5 млрд. суммарные финансовые обязательства перед нерезидентами превышают отметку в $205,3 млрд.

Другими словами, в настоящий момент Украина является нетто-должником иностранных кредиторов и инвесторов в размере $64,8 млрд., что эквивалентно без малого 38% ВВП братской республики в ценах 2012г.

Украина при активном содействии «вашингтонских советников», прописывающих Киеву те же самые убийственные «пилюли», что и России в середине 1990-х годов (урезание бюджетных расходов, отказ от исполнения социальных обязательств, либерализация внешнеэкономической деятельности, отказ от протекционизма, снятие ограничений на перемещение капитала и т.д.) всё энергичней влезает в долговую петлю иностранных кредиторов.

Крайне сложная ситуация в сфере государственных финансов – в связи с экономическим спадом и упадком промышленности, а также крайне низкой собираемостью налогов и бегством капитала бюджетная система Украины находится на грани коллапса. На протяжении 2003-2013гг. федеральный бюджет сводится с хроническими дефицитами – 6% ВВП в 2011г., 1,8% - в 2012г., 4,6% - в первом полугодии 2013г.

Неудивительно, что за последние 5 лет размер государственного долга вырос практически в 4 раза – с 12,3% ВВП в 2008г. до 35,9% ВВП в 2013г. Да, это гораздо меньше, чем 106% ВВП в США, 170% ВВП в Греции или 235% ВВП в Японии. Однако России в августе 1998г. хватило государственного долга в размере 35-37% ВВП, чтобы полностью обескровить бюджет и экономику (на оплату процентов уходило более трети расходов федерального бюджета) и объявить дефолт.

Так что Украина уже ходить по краю пропасти – до саморазрушения паразитической валютно-финансовой и экономической системы, работающей в интересах воспроизводства компрадорского сырьевого олигархического капитала, осталось совсем недолго.

Наряду с этим откровенно удручающая ситуация складывается с платёжным балансом – на протяжении 2007-2013г. в связи с разрастающимися дефицитами во внешней торговле услугами, увеличивающимися инвестиционными убытками (от выплаты процентов по иностранным кредитам и дивидендов иностранным акционерам и оффшорным бенефициарам), усиливающимся бегством капитала и переводами мигрантов за рубеж наблюдаются перманентные дефициты платёжного баланса в размере 3-5% ВВП.

В 2012г. этот дефицит составил 5,6% ВВП, а в первом полугодии 2013г. уже достиг отметки в 5,9%. Иностранная валюта стремительно вымывается из страны – Украина семимильными шагами идёт к финансовой пропасти и социально-экономической катастрофе.

При сохранении нынешних тенденций в области бюджетной политики и при условии создания Зоны свободной торговли с ЕС, которое неминуемо усугубит и без того кризисную ситуацию в промышленности и масштабы экономического кризиса, Украина окажется неплатёжеспособной в перспективе 2,5-3 лет и будет вынуждена объявить дефолт. Либо в открытой форме через механизм реструктуризации и пролонгирования ранее взятых долгов (прежде всего, в иностранной валюте), что снизит бремя обслуживания долгов в краткосрочной перспективе ценой радикального повышения долгового бремени в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Либо в скрытой форме через девальвацию национальной валюты.

При этом уровень жизни в Украине весьма невысок – ВВП страны порядка $170 млрд., душевой ВВП по обменному курсу не превышает $2 тыс., а по паритету покупательной способности – $6,4 тыс. Средняя зарплата не более 11-12 тыс. рублей. Однако и этого невысокого достатка украинцы рискуют лишится уже в самое ближайшее время в связи с необдуманным подписанием Соглашения об ассоциации и созданием зоны свободной торговли с ЕС, которые автоматически закроют внутренний рынок России для украинской промышленности и сделают украинских товаропроизводителей беззащитными перед крупными транснациональными корпорациями Германии, Франции, Дании, Австрии и т.д.

Даже сельское хозяйство Украины не переживёт открытия рынка для ЕС – всё, что производит Украина (за исключением сельхоз сырья – т.е. зерна), Финляндия, Италия, Испания, Франция, Эстония, Литва и другие аграрные страны ЕС производят дешевле и качественней.

Достаточно вспомнить, к каким катастрофическим последствиям для периферийных стран ЕС привела непродуманная интеграция с Европой и избыточная либерализация внешнеэкономической деятельности, которой сегодня добиваются в ЕС от Украины.

По большому счёту, Греция – это закономерный результат бездумного следования разрушительной политики «Вашингтонского консенсуса» и «рыночного фундаментализма»: тотальной приватизации наиболее рентабельных и социально значимых секторов экономики (базовой инфраструктуры, ЖКХ, электроэнергетики, нефтегазового комплекса и т.д.), дерегулирования экономических процессов, отказа от стратегического планирования и прогнозирования научно-технического прогресса и социально-экономических процессов, демонтажа валютного регулирования и контроля, а также снятия ограничений на трансграничное передвижение товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.

Украина рискует пойти по пути Греции и Португалии – интеграция с ЕС, создание зоны свободной торговли и упрощение процедуры ввоза европейских товаров и услуг на рынок Украины рискуют спровоцировать мощнейшую волну деиндустриализации и дезинтеграции экономики, разрушения научно-технического потенциала, упадка несырьевой обрабатывающей промышленности, развала кооперационных связей с Россией, падения уровня жизни граждан и примитивизации структуры экономики в пользу третичного сектора, т.е. сферы услуг, ценой упадка производительной сферы материального производства.

Всё это будет сопровождаться замещением остатков национального производительного капитала транснациональным торгово-посредническим и финансовым капиталом вкупе с стремительным ростом как внутренней, так и, что представляет гораздо большую опасность, внешней задолженности.

Другими словами, Украина повторяет судьбу большинства стран Восточной и Южной Европы, которые после распада СССР и развара СЭВ в угаре либеральных догм без оглядки присоединились к ЕС и Еврозоне и оказались колонизированы европейским промышленным, финансовым и торгово-посредническим капиталом. Они утратили свою конкурентоспособность – все более-менее рентабельные и привлекательные с инвестиционной точки зрения предприятия были приобретены европейскими промышленными гигантами (Siemens, ABB, Philips, Mannesmann и т.д.), а все остальные предприятия либо встроились на правах аутсорсинга и субподряда в вертикально интегрированные цепочки создания добавленной стоимости европейского капитала, либо просто-напросто не выдержали конкуренции и были обанкрочены.

Достаточно посмотреть на динамику платёжных и внешнеторговых балансов стран европейской периферии за последние 20-30 лет, которые прекрасно демонстрируют утрату конкурентоспособности отечественной промышленности, рост зависимости внутреннего рынка этих стран от импортных товаров и иностранного капитала, а также стремительный рост бюджетных дефицитов, внешних заимствований и перераспределение национального дохода в интересах международных ростовщиков.

Согласно официальным данным ОЭСР и ЮНКТАД, если ещё в конце 1970-х, в 1980-е годы и даже в начале 1990-х годов у подавляющего большинства стран Восточной Европы имелся устойчивый профицит внешней торговли в размере 3-5% ВВП, а платёжные балансы сводились с положительным сальдо в 2-3% ВВП, то к концу 1990-х годов ситуация изменилась радикально: отечественные национальные производители стали проигрывать конкуренцию крупным европейским международным корпорациям, которые активно использовали свои преимущества: трансфертное ценообразование, экономию от эффекта масштаба производства, демпинг, доступ к долгосрочным дешёвым кредитным ресурсам, многоступенчатые схемы минимизации налогов и сокрытия прибылей, доступ к передовым производственным и управленческим технологиям, масштабная поддержка со стороны национальных правительств, наличие современного производственного оборудования и т.д.

Неудивительно, что уже в конце 1990-х и начале 2000-х годов у стран Восточной Европы, которые ещё недавно обладали сравнительно мощным научно-техническим и производственным потенциалом, стали формироваться хронические дефициты во внешней торговле товарами и услугами, которые покрывались за счёт наращивания внешних заимствований – как на государственном уровне, так и на уровне населения, а также финансовых и нефинансовых организаций.

Одновременно с этим транснациональные банки и международные спекулянты сумели пролоббировать псевдонаучный тезис о необходимости снятия ограничений на трансграничное движение капитала, что позволило ТНБ установить контроль над национальными банковскими системами.

Так, удельный вес иностранного капитала и нерезидентов в капитале банков стран Восточной Европы вырос в среднем с 3-5% в начале 1990-х годов до 90-98% в настоящее время.

Притом что ставки по кредитам хоть и снизились, однако по-прежнему существенно превышают уровень Германии, Франции и Великобритании. Хуже всего то, что вопреки либеральным мифам и идеологемам утрата контроля над финансовой системой не прошла незаметно и безболезненно – на полную мощность заработал пресловутый «финансовый насос» по перекачиванию сбережений из сравнительно менее развитых стран Восточной и Южной Европы на финансовые рынки экономически развитых стран.

Весьма показателен опыт 2007-2009 гг., когда по указке своих материнских организаций филиалы крупных европейских банков в странах европейской периферии под видом внутрифирменных кредитов, операций с долговыми ценными бумагами и прочими операциями стали выкачивать финансовые ресурсы из этой самой периферии (Словении, Словакии, Польши, Чехии, Прибалтики и т.д.), направляя эти ресурсы на спасение материнских структур и поддержку экономически развитых стран.

Этот «финансовый насос» нацелен на спасение финансовой системы и экономики метрополий ценой обескровливания и упадка колоний. Неудивительно, что за исключением Польши практически все остальные страны Восточной Европы в разгар острой фазы глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 г. умудрились продемонстрировать самое глубокое падение макроэкономических индикаторов – ВВП, промышленного производства, грузовых перевозок, доходов населения и т.д.

Это путь к дефолту и банкротству – для того, чтобы приобретать качественные и недорогие товары на внешнем рынке у иностранных производителей, необходимо быть способным производить конкурентоспособную не только по внутристрановым, но и по мировым меркам продукцию (а также услуги и работы), и уметь их продавать, грамотно отстаивая интересы отечественных производителей на мировом рынке.

К сожалению, ничем этим не могли похвастаться ни бывшие советские республики, поверившие в красивые обещания руководства ЕС и ухватившиеся за вывешенную «морковку» «европейских ценностей» и «прогресса», ни тем более Украина, власти которой наступают на те же самые грабли и в угоду шкурным сиюминутным интересам компрадорского сырьевого олигархического капитала и политиков жертвующих национальными интересами страны и всего общества.

Это обрекание Украины на судьбу Греции и Португалии – дефолт неизбежен, вопрос лишь времени. Выстоять в «равной» борьбе с европейскими промышленными гигантами у украинской несырьевой промышленности практически нет шансов.

ПОРЦИЯ УСПОКОИТЕЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ОТ ЕС

Тем не менее, европейские чиновники продолжают делать хорошую мину при плохой игре и уверяют, что интеграция ЕС и Украины ведется не против России и не за её счет.

Более того, брюссельская бюрократия, которая ставит своей целью не только провести финансово-экономическую колонизацию Украины и открыть её внутренний рынок для продукции европейских промышленных корпораций и банков, но и существенно ослабить политические, культурно-исторические и гуманитарные связи Украины с Россией, на полном серьёзе заверяет, что Россия сможет извлечь выгоды от интеграции Украины с ЕС.

Якобы, это уникальный исторический шанс для России сделать свой стратегический выбор в пользу «цивилизованного общества» - пресловутых европейских ценностей, которые в последнее время становятся всё менее понятными и близкими даже самим европейцам: содомии, сексуальной распущенности и вседозволенности, толерантности в отношении наплыва мигрантов из слабо развитых стран (размывающих этно-культурный баланс и провоцирующих люмпенизацию рабочей силы и всплеск этнической преступности) и т.д. Именно такие невиданные ранее перспективы обещают России в Брюсселе.

Имеет смысл привести слова еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле, который 11 октября 2013г. в Киеве на встрече с политическим руководством Украины публично заявил, что Соглашение об ассоциации между Евросоюзом и Украиной не заключается за счет России «Чтобы не было ошибок: Соглашение об ассоциации не заключается за счет России. Напротив, Россия также получит очень большие преимущества от интеграции стран «Восточного партнерства» в более широкую европейскую экономику».

Если верить пропагандистским речам Штефана Фюле, то Соглашение «не забирает вашу суверенность», но укрепляет ее: «Наше представление таково, что в долгосрочной перспективе Соглашение должно внести большой вклад в создание общего экономического пространства, как мы говорим – от Лиссабона до Владивостока на основе правил ВТО».

Однако это всё красивые слова и обещания. На самом деле руководство Европейского Союза прекрасно понимает, что структурный кризис 2007 г. отнюдь не закончился в 2009г. и в скрытой форме продолжается и сегодня – дисбалансы и перекосы в мировой экономике никто так и не устранил.

Более того, о реальных причинах кризиса предпочитают даже не говорить. ЕС и валютный союз уже полтора года находятся в состоянии самоусиливающейся рецессии и даже хронические бюджетные дефициты, сопровождаемые стремительным ростом государственного долга в попытке заместить сжимающийся платёжеспособный спрос домашних хозяйств и корпораций государственными инвестициями и заказом, не помогает вырваться из дефляционной спирали.

Логика развития высоко монополизированного финансового капитализма толкает руководство ЕС к экспансии на новые рынки – это единственный шанс найти спрос на производимые европейскими ТНК товары и услуги (в том числе банковские) и удержать на плаву отечественных производителей. Более того, это единственный способ обеспечить сохранение пирамиды долгов, которая была построена в Европе за последние годы (государственный долг в среднем по странам Еврозоны вырос за последние годы с 55-60% до 100-105% ВВП).

Стремление Януковича подписать Соглашение об ассоциации с ЕС и создать зону свободной торговли крайне сильно политически ангажировано. Это что-то из области фанатичной веры в то, что «Запад нам поможет» или «пустите Дуню в Европу». Совершенно очевидно, что подобного рода инициативы обернутся социально-экономической катастрофой – в перспективе 2-3 лет Украина свалится в глубокий кризис и состояние дефолта.

Крайне сложно не согласиться с утверждением академика Сергея Глазьева, по совместительству занимающего должность советника президента Путина, относительного того, что "фактически Украина станет колонией ЕС, и ей из Брюсселя будут диктовать, что надо делать". Действительно, ЕС принуждает Украину отказаться от критически значимой части своего суверенитета.

Во-первых, это мощнейший удар по финансово-экономическому суверенитету – Украина обязуется в течение ближайших лет полностью передать на наднациональный уровень вопросы разработки и соблюдения технических регламентов, экологических и фитосанитарных требований к производимой продукции.

Во-вторых, интеграция «братской республики» с ЕС повлечет самоликвидацию торговых отношений Украины с Россией и закроет дорогу в Таможенный союз. На границах Украины и России автоматически произойдет ужесточение контроля за ввозимой продукцией в связи с беспрепятственным пропуском Украиной европейских продовольственных товаров. В противном случае Украина превратится в окно или проходной двор для товаров европейских корпораций, через который будет обеспечен транзит европейской продукцию в Россию.

В-третьих, для самой Украины необдуманное сближение с ЕС будет связано с серьёзными военно-политическими уступками – эта часть государственного суверенитета также подлежит передачи на уровень европейских элит.

В соглашении об ассоциации предполагается, что Киев обязуется следовать в кильватере европейской политики. При этом руководство Украины в принципе не имеет никаких прав на эту политику влиять. В частности, в соглашении предусмотрено, что Украина обязуется участвовать под руководством ЕС в урегулировании региональных вооружённых конфликтов, наподобие грузинского.

В качестве "морковки" для граждан Украины «брюссельский обком» обещает в неопределённой перспективе выйти на безвизовый режим с Евросоюзом. Справедливости ради стоит сказать, что в тексте самого Соглашения об Ассоциации с ЕС о безвизовом режиме и конкретных сроках не сказано ни слова. Другими словами, это очередная пустая и ни к чему не обязывающая финансово-политические элиты ЕС «обещалка».

Владислав Жуковский, Институт высокого коммунитаризма

Комитет


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006