ПРОЩАНИЕ С ГРУЗИЕЙ


18.08.2009 11:28

Сегодня Грузия официально покидает СНГ. Решение было принято год назад: на одном из митингов, посвященном «агрессии России в Южной Осетии», президент Михаил Саакашвили зачитал приказ о выходе Грузии из Содружества, поскольку оно ничего не сделало для приостановления действий Москвы. 14 августа 2008 года парламент страны утвердил это решение, а 18 августа МИД уведомил исполком СНГ о выходе Грузии из организации. Юридические формальности затянули прощание на год.

Замминистра иностранных дел Давид Джалагания в понедельник на брифинге объявил, что
«Грузия, согласно Венской конвенции от 1969 года, останется участницей примерно 75 соглашений, оформленных в формате СНГ», и подтвердил, что причиной выхода Грузии из СНГ стала война с Россией.

В Исполкоме СНГ также подтвердили, что с сегодняшнего дня Грузия не является участницей Содружества Независимых Государств.

 

«18 августа прошлого года МИД Грузии известил Нотой Исполком СНГ о выходе страны из Содружества в соответствии со статьей 9 Устава СНГ. О таком намерении он сообщает за 12 месяцев до выхода», - сообщил руководитель пресс-центра Исполкома СНГ Сергей Сунцов. По его словам, на следующий день Грузия заявила о своем желании остаться участницей ряда договоров.

 

«Эксперты государств СНГ не нашли правовых препятствий для участия Грузии в этих соглашениях», - сказал Сунцов.

Грузия последней из бывших республик СССР, не считая прибалтийские, вступила в СНГ. Произошло это в декабре 1993 года. Президенту Эдуарду Шеварднадзе пришлось затратить немало сил, чтобы убедить в необходимости этого шага политическую элиту и общественность страны. Сторонников вступления в СНГ было немного, поскольку в Содружестве в Тбилиси видели признаки реинкарнации Советского Союза.

 

Только в марте 1994 года парламент утвердил решение президента - Шеварднадзе удалось-таки убедить, что без вступления в СНГ вернуть вышедшие из-под контроля Абхазию и Южную Осетию не удастся.

 

К тому же членство в альянсе сулило другие выгоды: безвизовый режим, экономические льготы в виде мягких торговых режимов, «внутренних» цен на энергоносители, существенно уступающих мировым.

Поначалу вступление в СНГ с точки зрения Тбилиси оправдывало себя. На одном из саммитов было принято решение об экономической блокаде сепаратистских режимов Абхазии и Южной Осетии со стороны стран Содружества. И оно, хоть и не безусловно, до августа 2008 года выполнялось. Другое важное решение касалось введения в Абхазию летом 1994 года миротворческих войск.

 

Впоследствии грузинская сторона пришла к выводу, что оно сработало против - ни одно из государств СНГ не решилось направить военные контингенты в горячую точку, кроме России. Российские же голубые каски, по мнению Тбилиси, вскоре заняли проабхазскую позицию.

Нахождение Грузии в Содружестве запомнилось капризами и угрозами выйти из него. Они участились, когда стало ясно, что в восстановлении территориальной целостности СНГ ничем не поможет.

 

Политика шантажа с помощью Вашингтона оформилась в создание другого альянса - ГУАМ (Грузия-Украина-Азербайджан-Молдавия) с последующим присоединением и выходом из него Узбекистана. Однако созданное в пику Москве объединение оказалось еще более аморфным, чем СНГ, и никаких проблем существованию самого Содружества не причинило.

Пребывание Грузии в СНГ стало действительно терять смысл после осложнений с Россией, начавшихся уже в постшеварднадзевский период. Отмена безвизового режима, торговое эмбарго, существенное повышение цен на энергоносители, окончательно сформированный Тбилиси прозападный вектор, тщетность надежд на присоединение утерянных территорий в формате СНГ - все это катализировало развод с Содружеством.

 

Госминистр по вопросам интеграции в евроатлантические структуры Георгий Барамидзе, в бытность которого министром обороны Грузия перестала принимать участие в мероприятиях СНГ по военной линии, заявил, что выход из Содружества был предопределен, даже если отношения с Москвой не были бы столь плачевными: «Тбилиси стремится в НАТО. Нахождение же в СНГ может этому помешать».

Схожей точки зрения придерживались другие политические лидеры страны, называвшие Содружество «всего лишь удобной площадкой для контактов с коллегами». Однако такое удобство не компенсировало обиду властей на безучастность, с какой, по их мнению, в августе прошлого года члены СНГ наблюдали «за захватом грузинских земель». Ярых противников выхода из Содружества в Тбилиси нет.

«Решение о выходе из СНГ - политическое, поскольку консолидирующую роль в альянсе играет Россия. Состояние же грузино-российских отношений таково, что нахождение Грузии в Содружестве стало бессмысленным», - заявил эксперт Гия Хухашвили.

 

По его словам, Грузия мало что теряет от выхода из СНГ, ибо ее членство в этой организации давно носит формальный характер. Хухашвили при этом признает, что некоторые проблемы у страны все-таки могут возникнуть - не со всеми государствами СНГ заключены прямые двухсторонние договоры, например, в сфере торговли, позволяющие избегать двойного налогообложения.

 

«Когда будут ликвидированы такого типа неудобства, зависит от оперативности МИД Грузии», - считает Хухашвили. Эксперт указал на то, что ряд договоров в формате СНГ Грузия сохранит. Речь идет о единых транспортных, технических, гуманитарных стандартах, авиационной безопасности.

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ, директор Института стран СНГ Константин Затулин выход Грузии из Содружества назвал ее суверенным правом:
«Она, собственно, давно уже не состоит в организации, а сейчас лишь узаконила это состояние».

 

При этом он считает завышенными опасения по поводу того, что примеру Грузии могут последовать.

 

«Не думаю, что это вызовет цепную реакцию. Украина, чьи отношения с Россией также обострены, не предпримет аналогичных действий. Хотя и не исключаю того, что президент Украины напоследок может инициировать подобные обсуждения, но политические силы этой страны не последуют за ним», - заявил Затулин.

 

По его словам, конец СНГ может наступить лишь в том случае, если интерес к организации потеряет Россия, чего пока нет.

 

«Всегда найдутся страны, заинтересованные в дружбе с Россией. Хочу также обратить внимание, что критика в адрес СНГ раздается порой от стран, которые не решаются напрямую критиковать Россию. Но Россия не намерена обеспечивать жизнеспособность Содружества ценой отказа от национальных интересов», - сказал Затулин.

Юрий Симонян, «Независимая газета»

Комитет

 

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/36467/
© 2006-2008, komitet.net.ua