ПСЕВДОПАТРИОТИЗМ ЗА СЧЕТ ДЕТСКИХ ЖИЗНЕЙ


01.06.2009 10:01

1 июня – День защиты детей. На всех телеканалах серьезные дяденьки и тетеньки одаривают детишек телевизорами, компьютерами, конфетами, цветами, памперсами, игрушками... Покажут ясные и доверчивые глаза сирот... Женщины у голубых экранов всплакнут. Естественно, такая искренняя забота о маленьких сиротах, лишенных родительского тепла, не может не вызвать слез умиления.

 

Далее будет выступление министра, который в очередной раз расскажет нам, что перелом в сознании украинцев уже произошел, и что через «5-6 лет не будет детей-сирот, которые воспитываются в интернатах». Но почему-то где-то внутри возникает ощущение неискренности того, что увидел на голубом экране.

Так как же действительно обстоят дела с защитой прав детей в Украине? Давайте разберемся. Может, действительно не все так плохо? Увы, правда оказывается даже более жестокой, чем можно предположить. Итак, количество сирот в Украине, по данным Госкомстата, не уменьшается, а с каждым годом только увеличивается:
2004 год – 97590
2005 год – 97829
2006 год – 102912
2007 год – 102924

И это несмотря на то, что за этот период было усыновлено детей-сирот:
2004 год – 5596
2005 год – 5241
2006 год – 4318
2007 год – 5229

Еще около
7000 сирот «нашли свою семью» в приемных семьях и детских домах семейного типа (ДДСТ). И все-таки с этими цифрами что-то не так. Неужели всезнающий Госкомстат ошибся? Нет, все верно. Дело в том, что ребенок, взятый в ДДСТ или приемную семью, остается... сиротой!

Согласно украинскому законодательству,
«усыновление ребенка проводится в его наивысших интересах для обеспечения стабильных и гармоничных условий его жизни», а «устройство ребенка в приемную семью, установление опеки признается вторичным относительно возможности предоставить ребенку полноценную семью».

 

Если в других странах ребенок в приемной или, как еще называют на Западе, фостерной семье не считается социально устроенным, так как ребенок может переходить из одной фостерной семьи в другую несколько раз до тех пор, пока его не усыновят, то в Украине ребенок содержится в ДДСТ или приемной семье до 18 лет (в случае обучения в вузе до 23-х) и только потом уходит, как говорится, на вольные хлеба.

Правда, украинцы могут усыновить сироту из
ДДСТ или приемной семьи, только если этот ребенок стоит на учете, но в большинстве случаев приемные родители, когда берут сироту, пишут заявление о том, что они против усыновления данного ребенка.

 

Да, в это трудно поверить, но политика, проводимая Министерством Украины по делам молодежи и спорта и Государственным департаментом усыновления и защиты прав детей этого же министерства, направлена НА ЛИШЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРАВА СИРОТ – ИМЕТЬ СЕМЬЮ! Мне могут возразить: «такие законы», но ведь эти законы писали или редактировали эти же чиновники министерства.

Поручая
«родителям-воспитателям» из приемных семей и ДДСТ отвечать за наше будущее – детей, государство вправе жестко контролировать соблюдение прав каждого ребенка и качество работы “воспитателей”.

 

В западных странах приемная (фостерная) семья находится под жестким контролем социальной службы: родители проходят серьезный курс обучения, социальный работник, закрепленный за семьей, строго следит не только за содержимым холодильника, учебой ребенка, но и за взаимоотношениями между членами семьи. Фостерные семьи тоже получают деньги от государства на содержание ребенка, но социальный работник в любое время может прийти и проверить, куда потрачены эти деньги.

 

«Учитывая нормативы, при которых на одного социального работника должно приходиться семь семей, их нужно 4200, а подготовлено 610 человек», – говорила директор департамента по усыновлению и защите прав детей Людмила Волынец в 2007 году. Но за это время число ДДСТ увеличилось на 100, а приемных семей на 800. О каком же контроле можно говорить, если недокомплект социальных работников такой разительный.

 

Фактически дети брошены на произвол судьбы – государство не в состоянии контролировать их приемных родителей. Так, может быть, стоило бы вначале подготовить социальных работников и семьи, а уж потом раздавать сирот приемным родителям? А находятся ли дети в приемных семьях или, столкнувшись с хамством, грубостью, насилием, уже давно живут на вокзалах? Об этом официальная статистика умалчивает – проверять-то некому…

Чего только ни писали и ни говорили о международном усыновлении. Его называли
«торговлей детьми», подозревали в трансплантации органов и человеческих тканей. Ему приписывали сексуальную и трудовую эксплуатацию детей, которых именно с этой целью берут иностранцы.

 

Слава Богу, не установлено ни одного случая, чтобы с украинскими детьми, усыновленными за границу, произошли факты насилия, продажи, трансплантации. Однако остается открытым вопрос о «потерянных детях», то есть о судьбе 1389 украинских сирот, которые были усыновлены иностранцами и выехали в Израиль, Канаду, Испанию, Италию, США.

Этот вопрос постоянно всплывает во всех последних интервью руководителей профильного министерства. Такой прецедент уже был, кажется, в 2005 году.

 

«Скандал лопнул, как мыльный пузырь, моментально. Консульские службы перечисленных выше зарубежных стран стали обзванивать «нерадивые» семьи, а те в свою очередь начали слать в адрес Центра по усыновлению факсовые километровые копии отчетов с отметками о принятии консульских учреждений Украины, а еще через недельку в Центр по усыновлению заявились и сотрудники МИДа, нагруженные ящиками с отчетами.

 

Вот и оказалось, что отчеты все-таки были, но преспокойненько пылились на полках в консульствах и посольствах Украины в Барселоне, Чикаго, Нью-Йорке, Риме, Тель-Авиве, Вашингтоне, Мадриде... Так что же в итоге? Пожурили в кулуарах руководство МИДа: ну что здесь сделаешь, малочисленный состав сотрудников консульств, отсутствие финансирования... И, одним словом, тема закрыта», – утверждают работники Центра по усыновлению.

 

В 2005-м скандал нужен был, чтобы найти предлог для закрытия Центра по усыновлению. А зачем эта тема поднимается сегодня? Почему никто не задает вопрос: «Что же вы, господа в министерстве, делали эти четыре года, чтобы наладить контроль за усыновленными детьми за границей?». Да любой клерк мог решить эту задачку за неделю.

 

Дело в том, что между перечисленными странами и Украиной подписаны международные договоры о правовой помощи, в Италии и Испании все дети, въезжающие в эти страны, автоматически ставятся на учет. Не сделали – значит, это кому-то выгодно. Кто-то хочет остановить это самое усыновление.

Речь в данном случае идет о законопроекте, внесенном на рассмотрение Верховной Рады Украины народными депутатами от БЮТ и «Народной Самообороны» – Евгением Сусловым и Екатериной Лукьяновой –
«О внесении изменений и дополнений к ст. 212 Семейного кодекса Украины (о введении моратория на усыновление иностранцами детей из Украины)». Не вдаваясь опять-таки в подробности, постараемся пояснить суть предлагаемых новаций.

 

А заключается она в том, что в Украине сперва будет введен некий непонятный «мораторий» на иностранное усыновление, а затем оно станет возможно лишь для граждан тех стран, с которыми Украина заключит соответствующее «двустороннее соглашение». Вроде бы – ничего страшного, на первый взгляд, все вполне понятно и обосновано. Но именно, что «на первый взгляд»…

Поскольку уже со взгляда, так сказать, второго начинает возникать прямо-таки масса вопросов. Прежде всего, а что это за соглашение, как оно должно выглядеть, на каком уровне и кем конкретно заключаться, что должно быть в нем оговорено?

 

Дело в том, что соглашения между двумя странами – это ведь не договор о поставке ста мешков картошки между какими-то ЧП и ООО! Подобного рода вещи достаточно четко регламентируются международным правом, и все, что в рамки этого права не вписывается, в мировом сообществе имеет юридическую силу, равноценную ценности надписи на заборе. Об этом авторы «законодательных инициатив» задумывались?

Как нам удалось узнать, никто даже и не собирался озаботиться не то что разработкой проекта предлагаемого соглашения, но даже и не поднял вопроса, а кто, собственно, должен таковым заниматься, а, равно, и подписывать-утверждать такие соглашения – Министерство иностранных дел, Министерство семьи и молодежи, или кто-то еще. То есть никаких соглашений, которые должны определить судьбу десятков тысяч украинских сирот, в природе нет и, более того, не предвидится.

Есть и еще один, крайне существенный момент. Во всем цивилизованном мире вопросы иностранного усыновления регулируются как раз той самой Гаагской конвенцией, которую Украина в очередной раз отвергла. Вот уж сколько лет страна обходилась без нее. Но предложенные законодательные новации – это уже попытка Украины создать какое-то свое собственное, отличное от международного законодательство по данному вопросу.

 

Ввести некие «сугубо украинские» правила игры для иностранных усыновителей, на принятие которых вряд ли пойдут другие страны. Особенно – страны-участники Гаагской конвенции, которых с каждым годом становится все больше. Для них на Украине и ее сиротах свет клином не сошелся. А для нас?

 

Все дело в том, что осуществлять подобные демарши и ставить свои, отличные от международных, условия усыновления было бы разумно и логично для той страны, в которой бы сверхблагополучно обстояли дела с усыновлением национальным.

И, наконец, что самое главное – именно иностранцы, как правило, усыновляют тех украинских сирот, у которых на родине, увы, практически нет шансов на нормальную жизнь. Это – малыши с детским церебральным параличом, синдромом Дауна, прочими серьезнейшими психическими и физическими недостатками. Лечение и реабилитация их в Украине либо просто невозможна, либо стоит таких денег, которых у подавляющего большинства наших сограждан просто нет.

 

Как бы горько и страшно это ни звучало для всех нас, но, увозя таких малышей из Украины, иностранцы их просто спасают. И лишение иностранцев возможности усыновлять украинских сирот совершенно однозначно означает лишение определенной доли этих сирот последнего, единственного, шанса на спасение…

Понимают ли это народные депутаты – авторы законопроектов? Вряд ли… Для них сейчас важно другое – предвыборная президентская (а скорее всего – и парламентская!) кампания фактически стартовала. И пиар на детях и якобы патриотическом подходе к проблеме усыновления – это серьезный козырь в таковой. Главное – прокричать на всю Украину:
«Украинские дети должны оставаться на украинской земле!».

 

А когда выяснится, что для определенных категорий сирот это будет означать, да простится мне необходимый в данном случае цинизм, не «на земле», а «в земле», то тогда всю ответственность, как это уже не раз бывало, можно будет свалить на тех же «регионалов», которых сейчас втягивают в этот более чем сомнительный «законотворческий процесс».

 

По крайней мере, за отказ от Гаагской конвенции представители этой оппозиционной партии голосовали так же, как и представители коалиции, похоже, совершенно не разобравшись в сущности происходящего…

Вот так и получается – все и каждый стремятся учесть и соблюсти свои интересы: политические, шкурные и иные. И только об интересах детей, и так лишенных в этой жизни практически всего – дома, родительского тепла и ласки, здоровья, не собирается думать никто…

… А на всех телеканалах серьезные дяденьки и тетеньки одаривают детишек телевизорами, компьютерами, конфетами, цветами, памперсами, игрушками... Показывают и ясные, доверчивые глаза сирот... С Днем защиты детей, сироты…

Александр Каменев, Версии

Комитет

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/31940/
© 2006-2008, komitet.net.ua