КУИНДЖИ. ЗОЛОТЫХ ДЕЛ МАСТЕР


30.01.2019 12:53

На днях в Киеве на территории бывшего суворовского училища, а ныне военного лицея имени Богуна был снесен памятник всемирно известному полководцу Александру Васильевичу Суворову. Бывший министр юстиции Украины Елена Лукаш написала, что «памятник победила кучка исторических недоразумений. Тля истории, создавшая лишь одно — памятник собственному идиотизму. Везде».

А мы, чтобы не вся жизнь на Украине казалась «тлёй истории», хотим рассказать о выдающемся художнике Архипе Ивановиче Куинджи. Сегодня его картины хранятся в крупнейших музеях мира и оцениваются баснословными суммами в каталогах международных аукционов. А 27 января в Москве, в Третьяковке, на выставке, приуроченной ко дню рождения художника, была похищена его картина «Ай-Петри. Крым».

Картину быстро нашли…

 

* * *

 

 

Уроженец южного городка Мариуполь, выходец из семьи грека с татарской фамилией, академик Российской академии искусств, учитель всемирно прославленного Н. К. Рериха — всё это о выдающемся русском живописце Архипе Ивановиче Куинджи. В январе (27) мы отмечаем его день рождения. И снова, и снова всматриваемся в его полотна.

 

 
 

Малороссийские яркие пейзажи прославили Куинджи в большей мере, чем иные картины. Стоит только перечислить названия: «Вечер на Украине», «Украинская ночь», «Чумацкий тракт», «Степь», «Днепр утром» и, конечно, знаменитая «Лунная ночь на Днепре».

Имя одного из самых заметных художников в истории русской пейзажной живописи всегда сопровождалось множеством легенд. Вот и год рождения художника до сих пор не уточнен: биографы называют три возможные даты: 1841, 1842 и 1843.

Если пристально вглядеться в биографию Куинжди, сложится впечатление, что художника с самого детства и до последних дней направляла внутренняя уверенность в своем предназначении. На его жизненном пути не было метаний, исканий, зыбкости, напротив — создается ощущение, что художник целеустремленно шел вперед, постепенно отбрасывая лишнее, чужеродное и выкристаллизовывая свое — то, что было дано свыше. Эта уверенность ощущается и в его картинах — полнокровных, наполненных энергией. Коллега и друг Куинджи прославленный живописец Илья Репин отмечал: «Есть прибор — измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов; Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей… Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света».

Пристальное отношение к свету, оттенкам, нюансам у Куинджи было лишь одним из многих проявлений глубочайшей любви к природе, мирозданию в целом. Ему было свойственно почти античное углубление и растворение в красоте окружающего мира. Как знать, может быть, на формирование мировоззрения художника повлияли его греческие корни и унаследованный от предков южный темперамент.

Кроме того, художник обладал внешностью почти античного бога — орлиным носом, выразительными темными глазами, буйно вьющимися волосами, густой бородой. В этом можно заметить удивительное сходство с другим ярким деятелем культуры русского Серебряного века, рубежа XIX-XX веков, — поэтом и художником Максимилианом Волошиным, уроженцем Киева, также певцом южных земель России.

Фамилия Куинджи была дана будущему художнику по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Мальчик рано осиротел и воспитывался у дяди. Образование ему получить не удалось, несмотря на старания опекунов. Ни частные занятия, ни городская школа не смогли заинтересовать юного Куинджи — на уроках он рисовал. Так, полностью провалив идею изучения общеобразовательных дисциплин, Архип оставил школу и начал работать. Тяга к рисованию с годами усиливалась — молодой человек рисовал везде: в амбарных книгах или журналах для ведения подсчета кирпича, которые доставались ему от работодателей. Уже в этих набросках был заметен большой талант, окружающие настойчиво рекомендовали будущему мастеру всерьёз отнестись к увлечению и заняться живописью профессионально. И в 1855 г. Куинджи прислушался к многочисленным советам доброжелателей и отправился в Феодосию, чтобы учиться живописи в мастерской И. К. Айвазовского.

Однако в Крыму художнику прижиться не удалось, и он ненадолго переселился в Одессу. Все эти годы Куинджи зарабатывал на жизнь ретушированием фотографий в ателье.

Наконец, в 1866 г. он прибыл в Санкт-Петербург и стал вольноприходящим учеником Академии художеств. Здесь он познакомился с плеядой художников-передвижников — И.Н. Крамским, В.М. Васнецовым, И.Е. Репиным, В.Е. Маковским.

В 1868 г. Куинджи удостоился звания художника за пейзаж «Татарская деревня в Крыму при лунном освещении», а в 1870 г. совет Академии художеств присвоил ему звание художника первой степени.

В 1875 г. Куинджи был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Однако в 1880 г. вышел из него по ряду причин: с одной стороны, художника задевала критика в его сторону, с другой — идеологическая направленность передвижников оказалась ему чуждой. В том же году Куинджи осуществил невиданную по тем временам акцию — выставку единственной картины «Лунная ночь на Днепре».

 


Эта картина принесла художнику необычайную популярность, успех был сенсационен: со всего Петербурга люди разных сословий устремились на Большую Морскую улицу, в зал Общества поощрения художников, где экспонировалась «Лунная ночь…», и часами стояли в очереди, чтобы увидеть картину.

Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем Романовым, в литературе известным как поэт К.Р. Он так полюбил картину, что впоследствии стал даже брать её с собой в заграничные поездки.

Одним из первых — ещё в мастерской — увидел эту работу близкий друг художника, великий учёный Д. И. Менделеев. Он настолько проникся пейзажем, что написал статью «Перед картиною А.И. Куинджи. О причине влияния пейзажа на зрителя».

Общение с Менделеевым вдохновило Куинджи приобщиться к «химической» стороне живописи: во второй половине 1870-х годов он вплотную занялся изучением химического состава красок и пигментов: он понял, что оттенки, которые он получил смешиванием, по прошествии времени могут утратить свои свойства, выцвести и поблекнуть.

Великий художник и великий химик общались очень тесно, встречались семьями, играли в шахматы, обсуждали вопросы искусства, философии и науки. Супруга Менделеева Анна Ивановна свидетельствовала, что Дмитрий Иванович увлечённо излагал грандиозные планы экономического переустройства России и, как поэт, мечтал о счастливом будущем. Дружба продолжалась до самой смерти Менделеева. Через три года, 11/24 июля 1910 г., ушел из жизни и Куинджи. Трагическими оказались судьбы жён обоих друзей — Вера Леонтьевна Куинджи умерла в Петрограде в 1920 г. (по общераспространенной версии — от голода, но есть документы, свидетельствующие о кончине от болезни сердца), а Анны Менделеевой не стало в 1942 г. во время блокады Ленинграда.

Неожиданно для публики и коллег на пике успеха художник отказался от выставочной деятельности. Но его творческий процесс не прерывался. Почти 20 лет Куинджи не выносил картины на суд публики. Он ездил на этюды в разные уголки Российской империи, вдохновляясь богатством красок — северной природой острова Валаам, южной красотой Крыма.

Наконец, в 1901 г. художник представил свои новые, «затворнические» работы публике. И.Е. Репин в письме И.С. Остроухову писал: «А про Куинджи слухи совсем другие: некоторые люди даже плачут перед его новыми произведениями — всех они трогают».

В конце жизни, когда его картины стали продаваться за большие деньги, художник занялся благотворительной деятельностью. Продолжая жить вполне скромно, он жертвовал немалые средства для нуждавшихся учащихся, на стипендии художникам, на проведение выставок. В 1909 г. ученики Куинджи — при его поддержке и на его средства — организовали Общество художников. Впоследствии оно было названо именем выдающегося живописца и просуществовало до 1929 г. Сейчас картины, принадлежавшие Обществу, находятся в Русском музее (Санкт-Петербург).

А имя Куинджи теперь родственно сердцу каждого любителя русской живописи, его полотна, вместе с пейзажами Саврасова, Левитана, Шишкина, картинами Васнецова, стали частью общерусской ментальности, лирически говоря, русской души.

Помнят ли на Украине великого соотечественника? Да, помнят.

В 2010 году в Мариуполе был открыт художественный музей им А.И. Куинджи. Подлинных работ Куинджи там совсем немного: эскиз «Красный закат», два этюда - «Осень. Крым» и «Эльбрус». В основном представлены копии, сделанные в натуральную величину. Часть экспозиции посвящена жизни и творчеству великого земляка, среди которых документы, фотографии, фрагменты писем. Музей симпатичный, но за недолгую историю его успел сотрясти скандал: две сотрудницы предстали перед судом за возвращение 52 картин в марте 2014 года на территорию Крыма (эти картины месяцем раньше прибыли в Мариуполь на выставку из Симферопольского художественного музея). Женщины передали картины представителю симферопольского музея по запросу — в связи с напряженной политической ситуацией. Поскольку документально картины являлись государственной частью Музейного фонда Украины, украинские власти сочли действия женщин противозаконными, и они были осуждены на три года лишения свободы. Впрочем, сразу же были амнистированы.

 

  

В 2017 г. Укрпочта ввела в обращение марку «Художник Архип Куинджи». На ней изображена картина художника «После грозы» (1879), которая сейчас находится в Сумском областном художественном музее.

Куинджи неизменно попадает на украинские сайты и в энциклопедии, в такие, например, списки и перечни, как «Сто великих украинцев» или «Проводники духовности в Украине». Творил и реализовался он в Российской империи. И этого у истории не отнять. Какие бы «украинизации», «декомунизации», «деколонизации» ни проводились…

Источник: Мария Закорецкая, «Одна Родина»

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/179192/
© 2006-2008, komitet.net.ua