ЗИММИ. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ


15.05.2008 15:13

Несколько лет назад, еще до известных событий Майдана и всего, что было потом, мне случилось пролистать книжку под названием «Зимми». Даже тогда некоторые параллели бросались в глаза. Сегодня остается только тяжело вздохнуть: действительно, в истории все повторяется до безобразия.

 

 

Так вот. "Зимми" - это подданные мусульманских стран, поначалу - Арабского Халифата, не являвшиеся мусульманами. (Позднее эта практика перенималась практически один к одному всеми позднейшими мусульманскими образованиями.) "Зимми" было дозволено существовать. Разумеется, за "откаты".

Обязательным «откатом» была специальная подушная подать, кроме этого, существовали и дополнительные поборы. И соответствующие режимы даже время от времени покровительствовали зимми, отдавая должное их способностям. В то же время, официально они не существовали. За тысячу лет невозможно найти ни одного официального упоминания о том, что такие были.

Многие живущие в странах Ближнего Востока немусульмане, говорящие по-арабски - это не арабы, а потомки древних средиземноморских народов и наследники богатой культуры. От которой ничего не осталось. Даже языка. Потому что тысячу лет "их не было". И они едва сумели сохранить религию, ничего больше.

Положение зимми было... разным. С точки зрения закона, им позволено было жить, за это они платили, иной раз - непомерно. И сегодня о тех или иных известных арабских семьях ходят слухи, что их предками были бывшие зимми, - в частности, евреи,  уставшие от бесправия и перешедшие в мусульманство. 

Опять же с точки зрения закона, зимми были абсолютно бесправны, самый никчемный мусульманин мог свидетельствовать в суде против самого достойного и богатого зимми,  и обязательно был бы признан правым. Зимми, правда, выходили из положения, подкупая мусульманских свидетелей (или лжесвидетелей). 

Выдумывались всякие унижающие зимми вещи, типа специального покроя одежды, запрет носить обувь и пр. «Грязные» общественные работы – скажем, вывоз трупов животных - часто тоже поручались зимми.

Тем не менее, власть очень часто была достаточно благородна (ислам бывает очень благороден, когда он у власти и не видит угроз для себя), чтобы просто "забывать" эти законы, "по понятиям" запрещать своему плебсу трогать зимми - по крайней мере, нужных власти людей. Поэтому зимми долгое время были убеждены, что никаких законов об улучшении своего положения им не надо, достаточно иметь "хорошую власть" и договариваться с ней.

Скажем, был период, когда армяне занимали достаточно высокие посты в Османской империи. "По понятиям" они оказались равноправны. И были убеждены, что все хорошо, и никаких изменений статуса "по закону" им не надо. Чем это закончилось для армян, хорошо известно.

Такое положение дел уродовало обе стороны. Часто говорят о лживости, нечестности и корыстолюбии арабов. То же самое говорят израильтяне о "марокканских" и "арабских" евреях. Дело не в том, что какой-то народ плох или какая-то религия плоха - все есть люди. Дело в установленном порядке вещей.

Если одни выживали благодаря взяткам и подкупу, а для других это был источник дополнительного (а для кое-кого и основного) дохода, и так длилось столетиями, мораль (по крайней мере по отношению к "чужим"), мягко говоря, размывалась.

Существование зимми было, по-видимому, замечательным клапаном для регулирования социальной напряженности. Самый бедный и неудачливый феллах знал, что он "брат" сильным мира сего, а самый богатый зимми - по сравнению с ним ничтожество. Отсюда, как говорят, такое отношение у мусульман к государству Израиль: мол, это же поганые зимми (кстати, евреи были наиболее униженной и изуродованной частью зимми) оторвали у них часть территории и создали свое государство - "по понятиям", это просто конец света. (Следовательно, и сегодня это клапан для регулирования социальной напряженности в соответствующих странах - гнев и ненависть пассионарной части общества очень просто переадресовать на "обнаглевших неверных").

Добавим при этом, что сами зимми не умели объединяться для защиты своих интересов и враждовали друг с другом, хотя, казалось бы, если бы христиане, евреи и огнепоклонники объединились в защите своих прав, власти пришлось бы что-то менять.

А теперь переведем это на наши реалии.

В официозной истории НЕТ русского периода и значимых украинцев, сделавших карьеру в Российской империи или связавших свою жизнь и творчество именно с русской культурой.

Зимми?

Власть пытается внушить самому распоследнему "свидомому" бездельнику, что он "лучше" самого богатого и удачливого "несвидомого". Кстати, классный клапан для выпуска социальной напряженности в "зараженных" национализмом регионах.

Отсюда - эта ненависть, скажем, к донбассовцам, а также избирательное отношение к тем же олигархам: опыт Интернет-дискуссий показывает, что наши оппоненты вроде и не обеляют собственных олигархов, но всеми силами сопротивляются попыткам поставить «своих» и «донецких» на одну доску - «донецкие», ясно, отвратительны, а вот насчет «своих» - «нет доказательств».

Зимми?

И настроения свидомой швали их кукловоды используют для реализации своих интересов, ибо если обнаглевшие з... тьфу, "донецкие" идут во власть, причем не на подсобные роли - это просто конец света.

Зимми?

Русскоязычное население платит налоги, которые идут на образование, не соответствующее его потребностям и интересам, на медиа, которые поливают их грязью, на СБУ, которая "открывает историю через форточку" - и если бы только историю открывала…

Добавим, что Западная Украина сегодня в куда худшем экономическом положении, и бюджетные поступления идут в основном из наших регионов. То есть мы платим "откат" на содержание того, что нас не вполне устраивает.

У каждого из нас есть внутренний выбор: признать то, что делается, разумным и необходимым, пытаться пусть криво и неуклюже, но перейти и перевести детей на язык власти (культурой это назвать все же трудно, что есть, безусловно, большая беда украинской культуры - ненависть и комплексы ничего создать не могут, они лишь портят и прожирают имеющееся), "есть чего дают" и считать это вполне калорийной пищей, достойной тех налогов, которые мы платим.

Зимми?

Некоторые ушлые люди соглашаются играть по правилам националистов (пусть даже не всегда зовут себя националистами в открытую). Делают карьеру. Становятся заметными в политикуме. И кое-кто из них тогда говорит, что это же «донецкие» или «восточные», они тоже у власти, и на самом деле у нас «по понятиям» все равны.

На самом-то деле эти люди не ближе к реальным дончанам, чем паши или беки времен оккупации Сербии Турцией к простым сербам – даже если эти паши и беки сами имели сербских предков. Или те арабские аристократы, которые, по слухам, имели еврейские предков – к исчезающим еврейским общинам Ближнего Востока.

Зимми?

И нас точно так же уговаривают, что нам никаких законодательных гарантий не надо, нам же "по понятиям" не мешают говорить по-русски.

Зимми?

Да нет же, оборвут меня, этого просто не может быть! Нельзя, невозможно, неправильно, примерять к европейскому государству постиндустриальной эпохи реалии каких-то средневековых халифатов; нельзя абсолютизировать явления, типичные для определенного периода, определенной религии и определенного народа – к нам, таким мирным, прогрессивным и толерантным, это все относиться никак не может. Это в прошлом, это не о нас...

И приходится возражать: «не может быть» - не аргумент. Еще живы люди, видевшие, как мир ужаснулся метаморфозе, происшедшей с просвещенной и вполне симпатичной европейской нацией – немцами, - и делам, совершенным ею.

А сама возможность подобных параллелей снимает обвинения и с «определенной религии», и с «определенного времени», и с «определенного народа».

Ибо ничто не может гарантировать, что самая многообещающая эпоха не обвалится с высот прогресса и гуманизма в собственное средневековье.

Ничто. Кроме нашего собственного сопротивления этому.

Елена Геллер, СКУНС-ИНФО

 

Комитет

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/10573/
© 2006-2008, komitet.net.ua