Версия для печати
ПОЛИТИКА
Чей рушник увесистей?
На одном из форумов «Украинской правды» некто с ником «Захисник справжнього народного мїстецьтва», обильно цитируя неведомых «краезнавцiв» доказывал, что всё народное искусство в Донбассе – профанация. Особенно «Захисника» возмутило, что «деякї так званї мїтцї мають намір сконструювати химеру пїд назвою «донецкий стиль» вышивки рушников. Этот стиль вобрал в себя особенности русско-украинских, татарских, греческих, немецких и многих иных традиций. Это естественно, в Приазовье – «котле народов» – иначе и быть могло. Чем отличается он от канонического? Разреженностью, обилием белого полотна, просветов и узоров белым по белому. И ещё смешением техник. Замечательная вышивальщица Татьяна Самсонова эти отличия объясняет условиями жизни в регионе. Наши бабушки, в отличие от крестьянок центральной и западной Украины не могли просиживать вечера с пяльцами, - на заводах и шахтах вкалывали, создавая нынешнюю индустриальную мощь страны. Отсюда и сравнительная простота узора, и другое духовное наполнение. «Донецкий стиль» признан во многих странах, наши мастера частые гости на зарубежных выставках. А родной стране они долгое время были изгоями. Национальный союз мастеров народного искусства в лице породистого «нацїонал-свїдомого кїревницьтва», после обретения Украиной незалежності считал донецких художников чуть ли не беспаспортными дворнягами, чьё творчество «тільки бруднить духовну кров нацїї» и подлежит жесточайшей селекции. Профессиональный союз мастеров народного искусства выделился из Союза художников Украины в 1998 году. И объединил народных умельцев страны. Всех, кроме (как вы уже наверняка догадались) донецких. Дух мастеров шахтерской столицы, их эстетика вызывают у киевских чиновников-искусствоведов лютое раздражение. По их мнению, излюбленные донецкими вышивальщицами розы – символ шахтерской столицы – не имеют никакого отношения к народному искусству. При этом они требовали, чтобы наши рушники «отражали специфику родного края»… Неужели полотна с узорами-терриконами будут признаны шедеврами «справжнього українського мистецтва?» История любит курьезы. Был в далеком прошлом «великий» Поэт и Актер, бряцавший на лире на подмостках им зажженной столицы. В не столь далеком прошлом был «гениальный» Архитектор руин и по совместительству Расолог и Антрополог. Теперь появился главный в Европе Археолог и Культуролог, «продвинутый» вглубь своих фантазий о «величайшей в истории человечества» Трипольской культуре. Что для простых граждан курьёз, то для чиновников - инструкция. И кто-то из них решил: пока народные умельцы из Донецка не дорастут до понимания «линии партии», членами Национального Союза художников им не бывать. Хотели даже дать «вказивку», что узоры на рушниках должны быть «трипольскими», иначе – это не искусство… Никак не влезает в мозги «смотрящих по культуре», что – творчество это не репродукции из учебников. Что ультраправильная на их взгляд национально-культурная схема мертва, а древо творчества вечно зеленеет. Что в Донбассе 130 национальностей, и каждая привнесла что-то своё в вышивку. Бесконечно простое для одних - невообразимо сложно, а значит и недопустимо для других. В Киеве от наших мастеров требуют следовать «традиционно украинским» образцам, не признавая и отметая всё «чуждое». Опять-таки, ну не способны ретивые национализаторы «въехать» в азбучную истину: всё взаимосвязано, весь океан проблем в капле. Если чужд донецкий стиль вышивания, то, стало быть чуждо и всё остальное в нашем регионе – от поэзии до вареников, от балета до формы терриконов. Давеча прочел у одного из адептов национал-схематизма, что даже борщ, который варят в Донецке – увы и ах, не настоящий украинский продукт, а «гибрид москальских щей и овощного супа денационализированных пролетариев»… От подобных умозаключений наверняка и сам Грушевский скрежещет костями, и Чорновол вертится в гробу пропеллером. Что же тогда думают они о наших рушниках?.. Наверное, нам следует от стыда за непролазную нашу «национальную дремучесть» на радость оппонентам всем разом удавиться. Как некогда советовала пани Тимошенко. Только не на бело-голубых шарфиках, а на вышитых розами рушниках. Однако не всё так печально. Пока нет местного филиала НС, устраивать выставки помогает объединение «Натхнення». Приглашают «донецких» и на различные форумы украинистов. На международном форуме в 2005 году наши мастера всех видов народного творчества получили самые высокие оценки. В том числе от представителей украинской диаспоры в Финляндии, Канаде и других странах. Хотя у многих из них по сию пору бытует представление о Донбассе, как о крае мертвых терриконов да угольной копоти на безрадостных лицах пленников подземного труда. Активно работают в регионе клубы вышивки «Свiтлиця» и «Лiхтарик». Вера Харина, руководитель клуба «Лiхтарик», пояснила: «Наша цель -возрождение восточноукраинской вышивки. Чтобы сломать стереотип: только в Карпатах и на Полтавщине есть настоящие рушники, а Донбасс – это индустриальный регион, без собственной традиции народного творчества». «Лiхтарик» создала ныне покойная мастерица с европейской известностью Изольда Яхно. У клуба восемь филиалов в Донецкой области, один в Ивано-Франковске. Мастера и ученики изучают историю вышивки, сотрудничают со специалистами по истории, археологии, этнографии, эстетике. Знакомы с образцами искусства с древнейших, доисторических стоянок, обнаруженных в Приазовье. Находят в селах по всей восточной части страны старых людей, у которых сохранились хоть какие-то предметы прежнего быта. И с полным основанием заявляют: упрёки ориентированных исключительно на западно и центральноукраинскую традицию искусствоведов и функционеров от культуры в том, что южноукраинский, «донецкий» стиль вышивки просто копирование стиля юга России – несостоятельны. Донетчане ко всему подходят творчески. Невозможно среди их работ обнаружить двух одинаковых. Ремесленная, узко специализированная традиция того же Закарпатья, где веками изготавливают украшения по трафарету, у нас не приживётся. Народ у нас такой – ищущий, оживляющий традиции новизной. Причём творят и учат «донецкие», в отличие от закарпатских коллег, без финансовой помощи государства, - за свой и редких спонсоров счёт. По мнению методиста клуба «Натхнення» Наталии Биловол, концентрация талантов в регионе такова, что со временем «донецкий стиль» будет официально признан. Но сейчас говорить об этом рано. Киевские искусствоведы полевых исследований не проводят, и знают о происходящем у нас только по выставкам да нечастым конференциям. А этого явно недостаточно для адекватной оценки всего богатства творческих исканий народных художников Донбасса. Сейчас все наши мастера официально аттестованы. Правда, членами профессионального союза являются только двое. Хотя запорожские и днепропетровские коллеги – профессионалы, после выездной выставки готовы рекомендовать и остальных. Но вот звоню под видом киевлянина в ПСМНИ и снова слышу упёртое с «канадским акцентом»: «Донецькї рушники – це що завгодно, тїльки не україньска народна традицїя. Донецький напрям - це, безумовно, в кращому разi дивацтво, яке не має ніякого вїдношення до великої української культури…». Не хотят «товарищи в кабинетах» признавать: естественное разнообразие – свидетельство животворности славяно-украинской традиции вышивания. А «донецкий стиль» только обогащает и развивает традиции единого народа. У пролетариата, кроме цепей есть Булыжник. У идеологов национал-схематизма, кроме силиконового языка есть…совершенно верно – Рушник. В нашей стране это не украшение и не предмет гигиены, это – оружие. Можно убить словом, даже интонацией. Можно и рушником. Если очень захотеть. Некоторым идеологам от культуры очень хочется. И война менталитетов – запада и востока Украины – идёт на всех фронтах. В том числе на фронте народных промыслов.
Геннадий Дубовой. Версия для печати Обсудить на форуме (0) |